АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

                               РЕШЕНИЕ
           II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
           "АСТРОНОМИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

                г.Санкт-Петербург, 25-27 марта 1998 г.

     25-27 марта    в    Санкт-Петербурге    на    базе    Российского
государственного   педагогического   университета   им.А.И.Герцена   и
Санкт-Петербургского    Планетария     прошла     II     Всероссийская
научно-практическая  конференция  "Астрономия  в  системе современного
образования", в которой приняли участие преподаватели астрономии более
двадцати  российских  вузов,  более  ста учителей школ и организаторов
дополнительного астрономического образования Санкт-Петербурга,  Москвы
и других  городов  России,  среди  которых  - Владивосток и Уссурийск,
Иркутск и Горно-Алтайск,  Челябинск  и  Ишим,  Магнитогорск,  Нальчик,

Рязань, Ярославль, Волгоград, Вологда, Воронеж, Нижний Новгород, Елец,
Комсомольск-на Амуре, Липецк.

     Конференция проводилась при поддержке Астрономического общества и
Министерства общего и профессионального образования РФ.  В организации
принял   участие   Санкт-Петербургский   государственный   университет
педагогического   мастерства.   С  докладами  для  учителей  выступили
крупнейшие   ученые   Санкт-Петербургского   университета,   Института
прикладной астрономии РАН,  Главной астрономической обсерватории РАН и
других  научных  центров:  К.В.Холшевников,  В.В.Иванов,  В.В.Витязев,
В.И.Макаров,  А.А.Гриб, В.А.Степанов, А.В.Ипатов, В.С.Губанов. Доклады
и  материалы  конференции  отразили  богатейший  опыт  и  инновации  в
преподавании астрономии в российских учебных заведениях, рост интереса
населения России к  астрономическим  знаниям,  который  поддерживается
главным  образом благодаря усилиям энтузиастов этой науки,  расширение
круга  участников  российских  астрономических  олимпиад  и  рост   их
успехов.  Иностранные  участники  конференции отметили высокий уровень
методического мастерства наших учителей.
     Заслушав и   обсудив    выступления    участников,    конференция
констатирует:

1. Астрономия  в  силу своей мировоззренческой направленности является
важнейшим   предметом   в   системе   общего   естественнонаучного   и
гуманитарного образования России.

2. Проводимая   реформа   содержания   образования   имеет  тенденцией
вытеснение основ астрономических знаний в  педагогических  институтах,
школах  разного профиля,  в системе внешкольного образования.  Изъятие
курса астрономии из образовательных программ не отражает статус России
как   космической   державы,   не   отвечает   требованиям   к  уровню
образованности Человека ХХI века.

3. Такое состояние с преподаванием астрономии с неизбежностью приводит
к  резкому  снижению  уровня  образования  в  нашей стране,  открывает
широкую дорогу к проникновению в сознание  человека  мистики,  веры  в
чудеса,     способствует     неадекватному     восприятию     реальной
действительности.

4. Как свидетельствует  информация,  поступающая  из  разных  регионов
России,  интерес  населения к астрономическим знаниям возрастает как в
крупных городах, так и в селах. К сожалению, этот интерес к астрономии
поддерживается,  главным  образом,  благодаря усилиям энтузиастов этой
науки  -  учителей  школ,  преподавателей   вузов,   в   частности   -
педагогических  университетов  и  институтов,  работников планетариев,
внешкольных и дошкольных учреждений.  Отсутствует широкая методическая
поддержка учителей,  в том числе со стороны методических муниципальных
служб.

Конференция отмечает:

1. Как положительную тенденцию - стремление преподавателей  астрономии
образовательных  учреждений  разного уровня и профиля объединиться для
решения  принципиальных   и   практических   вопросов,   связанных   с
распространением астрономических знаний.  Свидетельством тому является
сам факт  проведения  представительной  Всероссийской  конференции,  в
которой   участвовали  более  150  человек,  среди  которых  ученые  и
преподаватели  вузов,  учителя  средних  школ,  техникумов,  работники
учреждений системы повышения квалификации,  планетариев,  дошкольных и
внешкольных образовательных учреждений.

2. Несмотря на  неблагоприятные  экономические  условия,  преподавание
астрономии    развивает   и   совершенствует   свои   формы,   о   чем
свидетельствует   активизация    работы    сохранившихся    российских
планетариев,   в  том  числе  Санкт-Петербургского  и  Нижегородского,
использование  астрономии  как  базового  элемента   в   интегративных
школьных   курсах   "Природоведение",   "Естествознание",  "Экология",
вузовских курсах "Концепции современного естествознания",  активизация
работы    астрономических    и   аэрокосмических   кружков,   появление
многочисленных авторских программ и разработок.

Конференция приняла решения:

1. Учитывая  важнейшую  роль  астрономических  знаний  в  формировании
научного мировоззрения и высокого интеллектуального  уровня  населения
России,    конференция    обращается    к    Министерству   общего   и
профессионального  образования  РФ   с   настоятельной   рекомендацией
сохранить   в  качестве  обязательного  и,  по-возможности,  расширить
учебный предмет "Астрономия" как в  школах,  так  и  в  педагогических
вузах,  рассматривать  это  одним  из  принципиальных условий успеха в
борьбе за сохранение высокого уровня науки в России.

2. Рекомендовать  соответствующим  органам   образования   разработать
стандарты   астрономического   образования   для   средней   школы   и
педагогических  вузов  на  федеральном  и   региональном   уровнях   с
привлечением к этой работе членов ассоциаций преподавателей и учителей
астрономии.

3. Активизировать работу Ассоциации преподавателей астрономии вузов  и
Ассоциации   учителей  астрономии,  добиваясь,  чтобы  обе  ассоциации
расширили круг своей деятельности и влияние на судьбы астрономического
образования,    оказывали    лекционную   и   методическую   поддержку
преподавателям,  учителям,   энтузиастам   внешкольного   образования,
планетариям  России,  учитывая,  что планетарии становятся уникальными
центрами распространения астрономической культуры.

4. Конференция обращается к правительству Москвы  с  просьбой  оказать
помощь      в      воссоздании      Московского     Планетария     как
научно-просветительского астрономического центра и  не  допустить  его
превращения в коммерческое заведение.

5. Конференция  предлагает  организовать  разработку проекта концепции
непрерывного   астрономического   образования   в   регионах   России,
учитывающей  реалии  нашего  времени,  с координационными центрами при
Московском  педагогическом  государственном  университете,  Российском
государственном     педагогическом     университете    им.А.И.Герцена,
Нижегородском государственном педагогическом университете.

6. Конференция  поддерживает  работу  по  организации   и   проведению
Российских,   региональных,   городских  и  областных  астрономических
олимпиад и считает,  что астрономические олимпиады являются прекрасным
стимулом к освоению астрономических знаний на высоком уровне.

7. Создать  центры по сбору,  обработке и оперативному распространению
учебной,  справочной,  демонстрационной  и  другой   необходимой   для
преподавания   информации  при  крупнейших  педагогических  вузах  или
учреждениях системы повышения  квалификации  педагогических  кадров  в
Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, в
городах Сибири и Дальнего Востока и  просит  Астрономическое  общество
оказать возможную поддержку таким центрам.

8. Конференция    обращает    внимание   на   необходимость   создания
современного учебника  астрономии  для  педагогических  вузов  России,
издания учебно-методической литературы по астрономии для школ и вузов.

9. Конференция   считает  необходимым  поддержать  работу  сотрудников
кафедры   астрономии   и   истории    естествознания    Нижегородского
педагогического     университета    по    формированию    и    изданию
Астрономического календаря.

10. Конференция считает необходимым через средства массовой информации
обратиться  к  руководителям  системы образования России и учительской
общественности   с   призывом   поддержать   решения   конференции   и
способствовать    развитию    астрономических    знаний    и   системы
астрономического образования в нашей стране.

11. Участники  выражают   благодарность   Астрономическому   обществу,
администрации  РГПУ  им.А.И.Герцена,  Санкт-Петербургского Планетария,
Санкт-Петербургского  университета  педагогического  мастерства,   без
поддержки которых проведение конференции было бы невозможным.

                   V Российская Олимпиада Школьников
                  по Астрономии и Космической Физике.
                         Заключительный этап.

     Заключительный этап Российской олимпиады школьников по астрономии
и космической физике 1998 года прошел точно в те же сроки и в  том  же
месте, что в прошлом году: с 7 по 12 апреля в городе  Троицке  Москов-
ской области, на базе Фонда "Байтик"  и  Центра  новых  педагогических
технологий. Научное  и  идейное  руководство  Олимпиадой  осуществляло
Астрономическое общество.
     В Олимпиаде приняло рекордное число участников: в  Троицк  прибыл
121 школьник из 32 регионов России.
     Как и в прошлые годы, участники Олимпиады были разделены  на  три
возрастные группы: 8?9, 10 и 11 класс (правда, в  отличие  от  прошлых
лет, задания для учащихся 8-го и 9-го  классов  немного  различались).
Каждый регион мог направить на Олимпиаду  четырех  участников  по  8-9
классу, двух десятиклассников и двух  одиннадцатиклассников,  а  также
(дополнительно) победителей Российской и Международной  олимпиад  1997
года, российских победителей заочной олимпиады журнала "Звездочет".
     Заметим, кстати, что согласно Положению об  Олимпиаде,  города  и
районы России, проводящие у себя астрономические олимпиады по согласо-
ванию с Координационным cоветом, могут представлять  свою  область  на
заключительном этапе, если областные олимпиады в этой области не  про-
водятся.
     8 и 10 апреля прошли соответственно  теоретический  и  творческо-
практический туры. На теоретическом туре школьникам было предложено по
6 задач. В задание  творческо-практического  тура  была  включена  одна
творческая задача и одна практическая (работа с фотографией, сделанной
на космическом телескопе им. Хаббла). Продолжительность  каждого  тура
для участников составляла 4 часа.  А  вот  жюри  работало  существенно
дольше. Но, надо отметить, что задачи этого года оказались гораздо бо-
лее "живыми", что отразилось на стиле изложения решений. И жюри  рабо-
тало с существенно большим энтузиазмом. Несомненным лидерами по  числу
оригинальных решений и фраз в решениях стали: в первом туре  -  задача
про светящиеся кошачьи глаза (N 4 для 11 класса), во втором - про  де-
номинацию. Не случайно их взялся проверять сам председатель жюри (про-
фессор астрономического отделения МГУ А.С.Расторгуев).  И  ведь  какие
ответы были! Кошачьи глаза сверкали аж до  -47m!!!  Вы  представляете,
что это значит? Этакий галактический монстр.  Можно  легко  посчитать,
что такую звездную величину можно было бы  получить,  приблизившись  к
солнцу в 10000 раз (а приблизиться можно максимум в 108 раз!). А вооб-
ще, глаз "среднестатистического кота" (как было написано  в  одной  из
работ) с расстояния в 5 метров светит как звезда порядка -7m. Ну а со-
ветов правительству галактики "Млечный Путь" было не меньше, чем деба-
тов в нашей Госдуме.
     Еще одним важным методическим моментом этой олимпиады стала мень-
шая формализация условий задач и существенное увеличение  числа  задач
оценочного характера, в которых целью решения  задач  должны  быть  не
числа или формулы, а понимание явления. Ведь решение именно  оценочных
задач развивает у школьников умение делать  простые  оценки,  то  есть
быстро и без громоздких вычислений получать правильное представление о
разнообразных явлениях и объектах. К сожалению,  в  современной  школе
вычислениям по готовым формулам с высокой точностью  уделяется  значи-
тельно больше внимания, чем пониманию  физики  процесса  и  порядковым
оценкам. Увы, но к еще большому сожалению,такая же тенденция  наблюда-
ется и на классических олимпиадах по физике, задачи которых год от го-
да все больше напоминают контрольные работы высокого уровня или  вари-
анты вступительных экзаменов в ВУЗы.
     Каждая задача первого тура оценивалась из 10 баллов, второго - из
20, то есть, максимально возможное число баллов составляло 100.
     Как обычно, в день после второго тура участники Олимпиады  могли
ознакомиться с оценкой своих работ первого тура, побеседовать с  чле-
нами жюри, проапеллировать.
     В день между турами Олимпиады - 9 апреля - в МГДТДиЮ (бывший Мос-
ковский дворец пионеров) прошла традиционная научно-практическая  кон-
ференция, посвященная Дню Космонавтики. Но,  это,  хорошо  продуманное
мероприятие для школьников Москвы, к сожалению, явно  не  вписалось  в
программу Российской олимпиаду. Организаторы  конференции  переоценили
свои возможности. В результате каждому докладчику давалось всего 5 ми-
нут на выступление... И оргкомитет олимпиад рекомендовал в будущем  не
совмещать Российские олимпиады с местными астрономическими мероприяти-
ями.
     На закрытии Олимпиады каждому участнику была подарена  астрономи-
ческая энциклопедия для школьников (изд-во "Аванта +") и сборник олим-
пиадных задач по астрономии (автор - М.Г.Гаврилов). Кроме того, призе-
рам (список призеров приведен ниже) были вручены Дипломы,  ценные  по-
дарки и главный приз Олимпиады: для 11-классников - приглашение на фи-
зические и астрономические отделения ведущих вузов России (университе-
тов Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга), а для  8-10-классников
- приглашение на V Осеннюю астрономическую школу в Специальную  Астро-
физическую Обсерваторию РАН в рамках которой пройдет  третья  Междуна-
родная астрономическая олимпиада.
     В заключении - о формальных итогах и будущем. Российская астроно-
мическая олимпиада отметила пятилетний  юбилей  своего  существования.
Год от года растет число участников. По числу участников  заключитель-
ного этапа олимпиада вышла на пятое место,  то  есть  уступает  теперь
только самым "почтенным" (математике, физике, химии, биологии).  Стали
проводиться заочные конкурсы, победители которых участвуют сразу в за-
ключительном этапе (точно так же, как в былые годы победители "Конкурса
"Кванта"" по математике и физике). Место заключительного этапа следую-
щей Олимпиады пока не определено. Но, может быть, это  и  к  лучшему,-
ведь за все предыдущие годы олимпиада ни разу не прошла в заранее  на-
меченном месте. Городами-кандидатами на проведение олимпиады 1999 года
являются Петергоф, Петрозаводск, Майкоп и Нижневартовск.
     По традиции просим все Ваши вопросы, замечания и предложения  (по
комплекту задач, другим вопросам, а также интересные  задачи,  условия
которых Вы хотели бы видеть в Олимпиадах будущего) сообщить автору  по
электронной почте gavrilov@issp.ac.ru или почтовому адресу 142432 Чер-
ноголовка, Московской обл., Институтский проспект 15, ИФТТ РАН.

                                                   М.Г.Гаврилов.

                  АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
               АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ

 I Съезд учителей астрономии Российской Федерации и Стран Содружества
                Черноголовка, декабрь 1998 г.

                ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

        Приглашаем Вас принять участие в I Съезде учителей астрономии
Российской Федерации и Стран Содружества. В программе съезда: лекции
ученых-астрономов, круглые столы, обсуждение насущных вопросов астро-
номического образования в странах СНГ, конференция Ассоциации Учителей
астрономии, выборы правления Ассоциации, экскурсии в институты НЦЧ
РАН.
        Ориентировочные сроки и время проведения школы: 4 дня, начало
декабря 1998 года. Место проведения: НЦЧ РАН (Черноголовка Москов-
ской области; проезд от Москвы: станция метро Щелковская, далее
автобусами ? 320 или ? 360).
        Ориентировочные расходы по проживанию и питанию на съезде (вклю-
чая оргвзнос, в ценах апреля 1998 года): около 90 рублей в сутки.
        В сентябре членам Ассоциации Учителей астрономии будет выслано
второе (более подробное) информационное сообщение и приглашение.
        Справки и уточнения:
1. Internet:    http://www.issp.ac.ru/univer/astro/eaata/
2. Оргкомитет:  тел. и факс будут объявлены позже
3. Временный подготовительный комитет:
        e-mail:          gavrilov@issp.ac.ru    Гаврилов Михаил Геннадьевич

        И.о. председателя
        Ассоциации Учителей астрономии,
        к.ф-м.н.                                        М. Г. Гаврилов


     В РОСCИИ - НОВЫЙ ТЕЛЕСКОП !

     Сказано громко, но верно: при Костромском планетарии после
многих лет бездействия введена в строй обсерватория с 5-дюймовым
телескопом-рефрактором фирмы Карл Цейсс. Планетарий в Костроме один
из старейших в России: он работает с 1950 г. Сейчас им руководит
Марина Валентиновна Латышева, заметно активизировавшая жизнь
"звездного дома". Большое и крепкое здание бывшей церкви на высоком
прибрежном холме прекрасно соответствует требованиям планетария.
Верхнюю часть здания занимает просторная башня телескопа с
электрически вращающимся куполом. Изготовленный еще в конце 50-х
годов телескоп полностью работоспособен; в его наладке костромичам
помог сотрудник ГАИШ Сергей Жуйко, промывший и отъюстировавший
объектив и наладивший часовой механизм. У телескопа есть большой
набор окуляров и камера. Сотрудники планетария делают все возможное,
чтобы активизировать научную и просветительскую работу. Это нелегко
с их древним аппаратиком "Малый Цейсс" и отсутствием большинства
необходимых приборов и материалов. Любая помощь будет принята с
благодарностью. Адрес планетария: 156601 г.Кострома, ул.Горная, 14.

Назад в содержание