АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕШЕНИЕ II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "АСТРОНОМИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ" г.Санкт-Петербург, 25-27 марта 1998 г. 25-27 марта в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена и Санкт-Петербургского Планетария прошла II Всероссийская научно-практическая конференция "Астрономия в системе современного образования", в которой приняли участие преподаватели астрономии более двадцати российских вузов, более ста учителей школ и организаторов дополнительного астрономического образования Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, среди которых - Владивосток и Уссурийск, Иркутск и Горно-Алтайск, Челябинск и Ишим, Магнитогорск, Нальчик, Рязань, Ярославль, Волгоград, Вологда, Воронеж, Нижний Новгород, Елец, Комсомольск-на Амуре, Липецк. Конференция проводилась при поддержке Астрономического общества и Министерства общего и профессионального образования РФ. В организации принял участие Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. С докладами для учителей выступили крупнейшие ученые Санкт-Петербургского университета, Института прикладной астрономии РАН, Главной астрономической обсерватории РАН и других научных центров: К.В.Холшевников, В.В.Иванов, В.В.Витязев, В.И.Макаров, А.А.Гриб, В.А.Степанов, А.В.Ипатов, В.С.Губанов. Доклады и материалы конференции отразили богатейший опыт и инновации в преподавании астрономии в российских учебных заведениях, рост интереса населения России к астрономическим знаниям, который поддерживается главным образом благодаря усилиям энтузиастов этой науки, расширение круга участников российских астрономических олимпиад и рост их успехов. Иностранные участники конференции отметили высокий уровень методического мастерства наших учителей. Заслушав и обсудив выступления участников, конференция констатирует: 1. Астрономия в силу своей мировоззренческой направленности является важнейшим предметом в системе общего естественнонаучного и гуманитарного образования России. 2. Проводимая реформа содержания образования имеет тенденцией вытеснение основ астрономических знаний в педагогических институтах, школах разного профиля, в системе внешкольного образования. Изъятие курса астрономии из образовательных программ не отражает статус России как космической державы, не отвечает требованиям к уровню образованности Человека ХХI века. 3. Такое состояние с преподаванием астрономии с неизбежностью приводит к резкому снижению уровня образования в нашей стране, открывает широкую дорогу к проникновению в сознание человека мистики, веры в чудеса, способствует неадекватному восприятию реальной действительности. 4. Как свидетельствует информация, поступающая из разных регионов России, интерес населения к астрономическим знаниям возрастает как в крупных городах, так и в селах. К сожалению, этот интерес к астрономии поддерживается, главным образом, благодаря усилиям энтузиастов этой науки - учителей школ, преподавателей вузов, в частности - педагогических университетов и институтов, работников планетариев, внешкольных и дошкольных учреждений. Отсутствует широкая методическая поддержка учителей, в том числе со стороны методических муниципальных служб. Конференция отмечает: 1. Как положительную тенденцию - стремление преподавателей астрономии образовательных учреждений разного уровня и профиля объединиться для решения принципиальных и практических вопросов, связанных с распространением астрономических знаний. Свидетельством тому является сам факт проведения представительной Всероссийской конференции, в которой участвовали более 150 человек, среди которых ученые и преподаватели вузов, учителя средних школ, техникумов, работники учреждений системы повышения квалификации, планетариев, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений. 2. Несмотря на неблагоприятные экономические условия, преподавание астрономии развивает и совершенствует свои формы, о чем свидетельствует активизация работы сохранившихся российских планетариев, в том числе Санкт-Петербургского и Нижегородского, использование астрономии как базового элемента в интегративных школьных курсах "Природоведение", "Естествознание", "Экология", вузовских курсах "Концепции современного естествознания", активизация работы астрономических и аэрокосмических кружков, появление многочисленных авторских программ и разработок. Конференция приняла решения: 1. Учитывая важнейшую роль астрономических знаний в формировании научного мировоззрения и высокого интеллектуального уровня населения России, конференция обращается к Министерству общего и профессионального образования РФ с настоятельной рекомендацией сохранить в качестве обязательного и, по-возможности, расширить учебный предмет "Астрономия" как в школах, так и в педагогических вузах, рассматривать это одним из принципиальных условий успеха в борьбе за сохранение высокого уровня науки в России. 2. Рекомендовать соответствующим органам образования разработать стандарты астрономического образования для средней школы и педагогических вузов на федеральном и региональном уровнях с привлечением к этой работе членов ассоциаций преподавателей и учителей астрономии. 3. Активизировать работу Ассоциации преподавателей астрономии вузов и Ассоциации учителей астрономии, добиваясь, чтобы обе ассоциации расширили круг своей деятельности и влияние на судьбы астрономического образования, оказывали лекционную и методическую поддержку преподавателям, учителям, энтузиастам внешкольного образования, планетариям России, учитывая, что планетарии становятся уникальными центрами распространения астрономической культуры. 4. Конференция обращается к правительству Москвы с просьбой оказать помощь в воссоздании Московского Планетария как научно-просветительского астрономического центра и не допустить его превращения в коммерческое заведение. 5. Конференция предлагает организовать разработку проекта концепции непрерывного астрономического образования в регионах России, учитывающей реалии нашего времени, с координационными центрами при Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена, Нижегородском государственном педагогическом университете. 6. Конференция поддерживает работу по организации и проведению Российских, региональных, городских и областных астрономических олимпиад и считает, что астрономические олимпиады являются прекрасным стимулом к освоению астрономических знаний на высоком уровне. 7. Создать центры по сбору, обработке и оперативному распространению учебной, справочной, демонстрационной и другой необходимой для преподавания информации при крупнейших педагогических вузах или учреждениях системы повышения квалификации педагогических кадров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, в городах Сибири и Дальнего Востока и просит Астрономическое общество оказать возможную поддержку таким центрам. 8. Конференция обращает внимание на необходимость создания современного учебника астрономии для педагогических вузов России, издания учебно-методической литературы по астрономии для школ и вузов. 9. Конференция считает необходимым поддержать работу сотрудников кафедры астрономии и истории естествознания Нижегородского педагогического университета по формированию и изданию Астрономического календаря. 10. Конференция считает необходимым через средства массовой информации обратиться к руководителям системы образования России и учительской общественности с призывом поддержать решения конференции и способствовать развитию астрономических знаний и системы астрономического образования в нашей стране. 11. Участники выражают благодарность Астрономическому обществу, администрации РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербургского Планетария, Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, без поддержки которых проведение конференции было бы невозможным.
V Российская Олимпиада Школьников по Астрономии и Космической Физике. Заключительный этап. Заключительный этап Российской олимпиады школьников по астрономии и космической физике 1998 года прошел точно в те же сроки и в том же месте, что в прошлом году: с 7 по 12 апреля в городе Троицке Москов- ской области, на базе Фонда "Байтик" и Центра новых педагогических технологий. Научное и идейное руководство Олимпиадой осуществляло Астрономическое общество. В Олимпиаде приняло рекордное число участников: в Троицк прибыл 121 школьник из 32 регионов России. Как и в прошлые годы, участники Олимпиады были разделены на три возрастные группы: 8?9, 10 и 11 класс (правда, в отличие от прошлых лет, задания для учащихся 8-го и 9-го классов немного различались). Каждый регион мог направить на Олимпиаду четырех участников по 8-9 классу, двух десятиклассников и двух одиннадцатиклассников, а также (дополнительно) победителей Российской и Международной олимпиад 1997 года, российских победителей заочной олимпиады журнала "Звездочет". Заметим, кстати, что согласно Положению об Олимпиаде, города и районы России, проводящие у себя астрономические олимпиады по согласо- ванию с Координационным cоветом, могут представлять свою область на заключительном этапе, если областные олимпиады в этой области не про- водятся. 8 и 10 апреля прошли соответственно теоретический и творческо- практический туры. На теоретическом туре школьникам было предложено по 6 задач. В задание творческо-практического тура была включена одна творческая задача и одна практическая (работа с фотографией, сделанной на космическом телескопе им. Хаббла). Продолжительность каждого тура для участников составляла 4 часа. А вот жюри работало существенно дольше. Но, надо отметить, что задачи этого года оказались гораздо бо- лее "живыми", что отразилось на стиле изложения решений. И жюри рабо- тало с существенно большим энтузиазмом. Несомненным лидерами по числу оригинальных решений и фраз в решениях стали: в первом туре - задача про светящиеся кошачьи глаза (N 4 для 11 класса), во втором - про де- номинацию. Не случайно их взялся проверять сам председатель жюри (про- фессор астрономического отделения МГУ А.С.Расторгуев). И ведь какие ответы были! Кошачьи глаза сверкали аж до -47m!!! Вы представляете, что это значит? Этакий галактический монстр. Можно легко посчитать, что такую звездную величину можно было бы получить, приблизившись к солнцу в 10000 раз (а приблизиться можно максимум в 108 раз!). А вооб- ще, глаз "среднестатистического кота" (как было написано в одной из работ) с расстояния в 5 метров светит как звезда порядка -7m. Ну а со- ветов правительству галактики "Млечный Путь" было не меньше, чем деба- тов в нашей Госдуме. Еще одним важным методическим моментом этой олимпиады стала мень- шая формализация условий задач и существенное увеличение числа задач оценочного характера, в которых целью решения задач должны быть не числа или формулы, а понимание явления. Ведь решение именно оценочных задач развивает у школьников умение делать простые оценки, то есть быстро и без громоздких вычислений получать правильное представление о разнообразных явлениях и объектах. К сожалению, в современной школе вычислениям по готовым формулам с высокой точностью уделяется значи- тельно больше внимания, чем пониманию физики процесса и порядковым оценкам. Увы, но к еще большому сожалению,такая же тенденция наблюда- ется и на классических олимпиадах по физике, задачи которых год от го- да все больше напоминают контрольные работы высокого уровня или вари- анты вступительных экзаменов в ВУЗы. Каждая задача первого тура оценивалась из 10 баллов, второго - из 20, то есть, максимально возможное число баллов составляло 100. Как обычно, в день после второго тура участники Олимпиады могли ознакомиться с оценкой своих работ первого тура, побеседовать с чле- нами жюри, проапеллировать. В день между турами Олимпиады - 9 апреля - в МГДТДиЮ (бывший Мос- ковский дворец пионеров) прошла традиционная научно-практическая кон- ференция, посвященная Дню Космонавтики. Но, это, хорошо продуманное мероприятие для школьников Москвы, к сожалению, явно не вписалось в программу Российской олимпиаду. Организаторы конференции переоценили свои возможности. В результате каждому докладчику давалось всего 5 ми- нут на выступление... И оргкомитет олимпиад рекомендовал в будущем не совмещать Российские олимпиады с местными астрономическими мероприяти- ями. На закрытии Олимпиады каждому участнику была подарена астрономи- ческая энциклопедия для школьников (изд-во "Аванта +") и сборник олим- пиадных задач по астрономии (автор - М.Г.Гаврилов). Кроме того, призе- рам (список призеров приведен ниже) были вручены Дипломы, ценные по- дарки и главный приз Олимпиады: для 11-классников - приглашение на фи- зические и астрономические отделения ведущих вузов России (университе- тов Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга), а для 8-10-классников - приглашение на V Осеннюю астрономическую школу в Специальную Астро- физическую Обсерваторию РАН в рамках которой пройдет третья Междуна- родная астрономическая олимпиада. В заключении - о формальных итогах и будущем. Российская астроно- мическая олимпиада отметила пятилетний юбилей своего существования. Год от года растет число участников. По числу участников заключитель- ного этапа олимпиада вышла на пятое место, то есть уступает теперь только самым "почтенным" (математике, физике, химии, биологии). Стали проводиться заочные конкурсы, победители которых участвуют сразу в за- ключительном этапе (точно так же, как в былые годы победители "Конкурса "Кванта"" по математике и физике). Место заключительного этапа следую- щей Олимпиады пока не определено. Но, может быть, это и к лучшему,- ведь за все предыдущие годы олимпиада ни разу не прошла в заранее на- меченном месте. Городами-кандидатами на проведение олимпиады 1999 года являются Петергоф, Петрозаводск, Майкоп и Нижневартовск. По традиции просим все Ваши вопросы, замечания и предложения (по комплекту задач, другим вопросам, а также интересные задачи, условия которых Вы хотели бы видеть в Олимпиадах будущего) сообщить автору по электронной почте gavrilov@issp.ac.ru или почтовому адресу 142432 Чер- ноголовка, Московской обл., Институтский проспект 15, ИФТТ РАН. М.Г.Гаврилов.
АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ I Съезд учителей астрономии Российской Федерации и Стран Содружества Черноголовка, декабрь 1998 г. ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в I Съезде учителей астрономии Российской Федерации и Стран Содружества. В программе съезда: лекции ученых-астрономов, круглые столы, обсуждение насущных вопросов астро- номического образования в странах СНГ, конференция Ассоциации Учителей астрономии, выборы правления Ассоциации, экскурсии в институты НЦЧ РАН. Ориентировочные сроки и время проведения школы: 4 дня, начало декабря 1998 года. Место проведения: НЦЧ РАН (Черноголовка Москов- ской области; проезд от Москвы: станция метро Щелковская, далее автобусами ? 320 или ? 360). Ориентировочные расходы по проживанию и питанию на съезде (вклю- чая оргвзнос, в ценах апреля 1998 года): около 90 рублей в сутки. В сентябре членам Ассоциации Учителей астрономии будет выслано второе (более подробное) информационное сообщение и приглашение. Справки и уточнения: 1. Internet: http://www.issp.ac.ru/univer/astro/eaata/ 2. Оргкомитет: тел. и факс будут объявлены позже 3. Временный подготовительный комитет: e-mail: gavrilov@issp.ac.ru Гаврилов Михаил Геннадьевич И.о. председателя Ассоциации Учителей астрономии, к.ф-м.н. М. Г. Гаврилов
В РОСCИИ - НОВЫЙ ТЕЛЕСКОП ! Сказано громко, но верно: при Костромском планетарии после многих лет бездействия введена в строй обсерватория с 5-дюймовым телескопом-рефрактором фирмы Карл Цейсс. Планетарий в Костроме один из старейших в России: он работает с 1950 г. Сейчас им руководит Марина Валентиновна Латышева, заметно активизировавшая жизнь "звездного дома". Большое и крепкое здание бывшей церкви на высоком прибрежном холме прекрасно соответствует требованиям планетария. Верхнюю часть здания занимает просторная башня телескопа с электрически вращающимся куполом. Изготовленный еще в конце 50-х годов телескоп полностью работоспособен; в его наладке костромичам помог сотрудник ГАИШ Сергей Жуйко, промывший и отъюстировавший объектив и наладивший часовой механизм. У телескопа есть большой набор окуляров и камера. Сотрудники планетария делают все возможное, чтобы активизировать научную и просветительскую работу. Это нелегко с их древним аппаратиком "Малый Цейсс" и отсутствием большинства необходимых приборов и материалов. Любая помощь будет принята с благодарностью. Адрес планетария: 156601 г.Кострома, ул.Горная, 14.